УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся начальных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья
(V, VII-VIII виды)


Оценка владения сенсорными эталонами

                                                                          Оценка зрительного восприятия
  • узнавание и называние реалистичных изображений (10-15 изображений);
  •                

  • узнавание контурных изображений (5-10 изображений);
  •            

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5-10 изображений);

     

         

Сформированность образных представлений.

  • Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.

Различение формы

  • Узнавание и называние основных геометрических форм;
  •         

               

  • Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
                                                            В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).

Тесты цветоразличения                                                       

  • раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого;
                                                          
                                                          
  •                                                       

                                                          
                                                          
                                                          
  • называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)
Оценка восприятия величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;
  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;
  • Оценка слухового восприятия

    • воспроизведение ритмических рисунков;
    • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
    • умение слушать музыкальные произведения;
    • реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
    • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
    Оценка пространственного восприятия
    • показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
    • выполнение аналогичного задания в комнате,
    • определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);



    • конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.
    Оценка восприятия времени
    • ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
    • прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).

    Оценка восприятия эмоций человека

    "Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.

                                

    Оценка психомоторного развития

    (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

    Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

    Оценка динамической координации верхних конечностей

    • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

    Оценка динамической координации нижних конечностей

    • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
      Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
    • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

    Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)

    • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"

    • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

    Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации

    • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
    • " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

    Оценка мелкой моторики рук
    выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

    • вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
    • координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;
    Кинестетический праксис
    • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
    • Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
    • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;

    Оральный праксис
    • Улыбка (растянуть губы в улыбке)
    • Трубочка (сложить губы в "трубочку")
    • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

    Тесты зрительно-моторной координации

    • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
    • движение в заданном направление по схеме;
    • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
    • используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;
    Оценка умения выполнять движения и владения частями тела
    • по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
    • по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
    • придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

    Оценка артикуляции и интонирования

    • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
    • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;
    Оценка тактильных ощущений
    • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
    • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

          Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
          Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
          Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
    Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

    9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

    7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

    5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

    3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

    1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

          Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.