Оценка владения сенсорными эталонами
Оценка зрительного восприятия
Сформированность образных представлений.
- Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.
Различение формы
- Узнавание и называние основных геометрических форм;

- Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).
Тесты цветоразличения
- раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого;
- называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)
Оценка восприятия величины
раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10
картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;
ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;
Оценка слухового восприятия
- воспроизведение ритмических рисунков;
- определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
- умение слушать музыкальные произведения;
- реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
- определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
Оценка пространственного восприятия
- показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
- выполнение аналогичного задания в комнате,
- определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);
- конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.
Оценка восприятия времени
- ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
- прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).
Оценка восприятия эмоций человека
"Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.
Оценка психомоторного развития
(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)
Оценка одновременности движений
" одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.
Оценка динамической координации верхних конечностей
- бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.
Оценка динамической координации нижних конечностей
- преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
- совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия
Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну)
- сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"
- стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей
Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации
- провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
- " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;
Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:
- вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
- координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;
Кинестетический праксис
- Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
- Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
- Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;
Оральный праксис
- Улыбка (растянуть губы в улыбке)
- Трубочка (сложить губы в "трубочку")
- Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)
Тесты зрительно-моторной координации
- срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
- движение в заданном направление по схеме;
- выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
- используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;
Оценка умения выполнять движения и владения частями тела
- по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
- по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
- придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;
Оценка артикуляции и интонирования
- прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
- повторить за педагогом небольшую чистоговорку;
Оценка тактильных ощущений
- узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
- узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:
Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:
9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.
7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.
5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;
3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.
1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.
Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.