Особенности поведения ребёнка |
Баллы |
Медлителен | |
Плохо отвечает на дополнительные вопросы | |
Долго думает | |
Молчит | |
Не может сформулировать мысль | |
Не может подобрать слова | |
На дополнительные вопросы часто отвечает "не знаю" | |
Расторможен, крутится, вертится | |
Не понимает вопроса или инструкции | |
Высказывает мысли, не относящиеся к заданию | |
Не знает номер класса | |
Не знает номер школы | |
Не знает, как зовут учителя | |
Не знает, как зовут родителей | |
Не может назвать свою фамилию | |
Не выговаривает слова, буквы | |
Другое |
Некоторые из этих поведенческих особенностей детей можно объединить в группы и таким образом предположить причины данных нарушений.
Тревожные дети.
Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.
Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось.
Гиперактивные дети.
Гиперактивный ребёнок постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Иногда, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т.п.
Социально и педагогически запущенные дети.
У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет "тетя", не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают "не знаю". На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно сформулировать свою мысль.