Подготовка исследования. Приготовить скорлупу грецкого ореха, цветную бумагу.
Проведение исследования. Эксперимент, состоящий из 2 серий,проводится с группой детей 5-7 лет.
Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом: "Давайте сделаем лодочки. Они любят пускать лодочки, а мастерить их не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить их себе". В конце занятия тем, кто решил подарить игрушку, индивидуально задается вопрос: "Почему ты хочешь подарить лодочку малышам?"
Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит: "Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое удовольствие. А можете оставить себе". Если ребенок пытается пойти на компромисс ( "можно, я две сделаю" ), нужно сказать, что больше нет материала и он должен сам решить, кому достанется игрушка.
Обработка данных. По сериям подсчитывают количество детей, решивших подарить игрушку малышам (действуют по общественному мотиву) и оставивших игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют в таблицу. Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у старших дошкольников в разных ситуациях
Таблица. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТОТА МОТИВОВ
Возраст |
Общественный мотив 1 серия |
Общественный мотив 2 серия |
Всего |
Личный мотив 1 серия |
Личный мотив 2 серия |
Всего |
5-6 лет |
||||||
6-7 лет |