Подготовка исследований. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.
Проведение исследования. Ребенка (3-7 лет) приглашают в отдельную комнату "посмотреть что-то интересное". Взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка. Под каким-либо предлогом выходит из комнаты, говоря ребенку: "Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке".
Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными мотивами:
в первой серии - запрет взрослого ("не смотри в шкатулку");
во второй серии - получение поощрительной награды;
в третьей серии- наказание в форме исключения из игры;
в четвертой серии-собственное обещание ребенка.
Затем взрослый незаметно наблюдает за поведением ребенка.
Обработка данных. Подсчитывают количество детей разных возрастных групп, справившихся с ограничением собственного желания в первой серии эксперимента в течение 5 мин; во второй, третьей и четвертой сериях в течение 10 мин. Результаты оформляют в таблицу.
Таблица "Сравнительная частота мотивов"
Характер мотивов |
3 - 4 года |
4 - 5 лет |
5 - 6 лет |
6 - 7 лет |
Запрет взрослого | ||||
Поощрение - награда | ||||
Наказание - исключение | ||||
Собстенное обещание |
ПРИМЕЧАНИЕ: Запрет взрослого в первой серии выступает в чистой форме; в остальных сериях он усилен другими мотивами.
Анализируют, как с возрастом изменяется способность сдерживать свои непосредственные побуждения. Прослеживают действие различных ограничительных мотивов на поведение дошкольников. Дают характеристику борьбы мотивов у детей разного возраста.