УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Методика "Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов"

Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995 г.

Подготовка исследований. Подобрать яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.
Проведение исследования. Ребенка (3-7 лет) приглашают в отдельную комнату "посмотреть что-то интересное". Взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка. Под каким-либо предлогом выходит из комнаты, говоря ребенку: "Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке".
Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными мотивами:
в первой серии - запрет взрослого ("не смотри в шкатулку");
во второй серии - получение поощрительной награды;
в третьей серии- наказание в форме исключения из игры;
в четвертой серии-собственное обещание ребенка.
Затем взрослый незаметно наблюдает за поведением ребенка.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей разных возрастных групп, справившихся с ограничением собственного желания в первой серии эксперимента в течение 5 мин; во второй, третьей и четвертой сериях в течение 10 мин. Результаты оформляют в таблицу.

Таблица "Сравнительная частота мотивов"

Характер мотивов
3 - 4 года
4 - 5 лет
5 - 6 лет
6 - 7 лет
 Запрет взрослого        
 Поощрение - награда        
 Наказание - исключение        
 Собстенное обещание        

ПРИМЕЧАНИЕ: Запрет взрослого в первой серии выступает в чистой форме; в остальных сериях он усилен другими мотивами.

Анализируют, как с возрастом изменяется способность сдерживать свои непосредственные побуждения. Прослеживают действие различных ограничительных мотивов на поведение дошкольников. Дают характеристику борьбы мотивов у детей разного возраста.