Подготовка исследования. Приготовить бумагу, ножницы, кисти, клей. Выбрать тему для аппликации в зависимости от возраста детей и сформированности умений, например, "Аквариум", "Город".
Проведение исследования. С одними и теми же детьми 6-7 лет проводят 2 серии.
Первая серия. Детям предлагают самостоятельно сделать аппликацию по определенной теме и говорят, что лучшие работы поместят на выставку.
Вторая серия. Детям предлагают сделать коллективную аппликацию на ту же тему в подарок больному товарищу, подчеркивая: "Нужно постараться сделать как можно лучше. Когда закончите работу, вы сами решите, можно ее подарить или нет".
Обработка данных. Анализ данных проводят по следующим критериям:
1. Отношение детей к процессу деятельности и ее результату.
2. Отношение к деятельности сверстников (указания на недостатки, предложение оказать помощь, обращение за помощью к партнеру, поощрение сверстника и т.д.).
3. Наличие конфликтных ситуаций, причины и способы их разрешения.
На основании сравнения результатов по двум сериям устанавливают влияние разных по социальной значимости мотивов на деятельность детей.