УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Методика "Изучение влияния мотивации иа взаимоотношения детей в совместной деятельности"

Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995 г.

Подготовка исследования. Подготовить лист бумаги 80x50 см, формы для наклеивания подсолнуха, крупный строительный материал, набор машин, материал для мытья стульчиков, листы цветной бумаги 16x16 см, 2 картинки.

Проведение исследования. Эксперимент проводится одновременно с группой детей 6-7 лет.

Первая серия. Детей спрашивают: "Кто хочет наклеивать?" Показывают картинку, на которой изображены ребята, делающие коллективную аппликацию, и рассказывают, что они дружно трудятся. После этого дети самостоятельно наклеивают детали подсолнуха на общий лист (способ действия должен быть хорошо им знаком).

Вторая серия. Показывают детям набор новых машин и говорят, что если они построят дорогу, то смогут поиграть с машинами. Затем демонстрируют картинку, на которой изображены дети, прокладывающие дорогу из строительного материала и рассказывают, что трудятся они очень дружно. После этого ребята действуют самостоятельно.

Третья серия. Детям предлагают помочь малышам одеться на прогулку, объясняют, что самим им не справиться, рассказывают, как обрадуются малыши помощи.

Четвертая серия. Детям предлагают сделать малышам в подарок вертушки (способ действия должен быть хорошо знаком), рассказывают, как обрадуются малыши подаркам. Затем дети трудятся самостоятельно. По окончании каждой серии ребенка просят оценить результат.

Обработка данных. Все особенности поведения дошкольников фиксируют в таблице и анализируют.

Мотив трудовой деятельности
Особенности взаимоотношений
Особенности поведения
Способность сохранять цель деятельности
Оценка результата
 ИНТЕРЕС:        
- к процессу деятельности
       
- к результату деятельности
       
 СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ:        
 - непосредственный        
 - отсроченный        

Качество выполнения работы распределяется по 3 уровням: низкий, средний, высокий. Данные оформляют в таблицу.

Таблица. ЗАВИСИМОСТЬ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ЕЕ МОТИВА

Мотив трудовой деятельности Качество результата труда
  низкое   среднее   высокое
   ИНТЕРЕС:      
   к процессу деятельности
  к результатам деятельности
     
   СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ:      
 непосредственный
 отсроченный
     

Делают выводы о том, как влияют разные мотивы на качество работы у старших дошкольников.