Подготовка исследования. Приготовить необходимые материалы для изготовления флажка и салфетки. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе этой деятельности.
Проведение исследования. Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках.
Первая серия. Сделать подарок для мамы.
Вторая серия. Сделать подарок для малышей.
Третья серия. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.
Четвертая серия. Изготовить материал для игры в "мастерскую".
Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действий.
Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось, в каком случае. Полученные данные оформляют в таблицу.
Таблица. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
Серия | Мотивация | Возраст детей | |||||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6,5 лет | |||||
согласие | несогласие | согласие | несогласие | согласие | несогласие | ||
1 | Сделать подарок маме | ||||||
2 | Сделать подарок малышам | ||||||
3 | Сделать игрушку для игры со сверстниками | ||||||
4 | Изготовить материал для игры в мастерскую |
Прослеживают эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.