УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Методика "Изучение самооценки
и оценки личностных качеств детей группы"

Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". -
М.: ВЛАДОС, 1995 г. - с. 52 - 54

Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.

Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.

Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.

Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.

Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребёнку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед испытанием раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную и ставят 3 игрушечных домика. Ребёнку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии самых добрых ребят (говорят: они делятся гостинцами с другими, дают поиграть своими игрушками, не обижают друзей, уступают место в игре), а в другую стопку - фотографии детей "не очень добрых"(говорят: они не делятся гостинцами с другими, не дают поиграть своими игрушками, обижают друзей, не уступают место в игре). Фотографии детей, которые только "иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребёнок сам должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребёнок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помещается в соответствующем игрушечном домике. После того, как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.

Обработка данных. Результаты оценки каждым ребёнком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу.

Таблица "СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СЕБЯ И СВЕРСТНИКОВ"

Фамилия, имя ребенка Оценка сверстников Самооценка
нравственные качества внешняя привлекательность волевые качества нравственные качества внешняя привлекательность волевые качества
             


ПРИМЕЧАНИЕ: Детям, имеющим, по мнению испытуемого, ярко выраженные те или иные положительные качества, ставится оценка +1, а детям, которых он наделял отрицательными качествами - 1.

Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребёнок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.
Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:
а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным полот жением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и отрицательных оценок;
б) выясняют существование половой дифференциации во взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от избирательности симпатий;
в) устанавливают уровень самоооценки.