Подготовка исследования. Приготовить по одной фотографии каждого ребенка группы, 3 игрушечных домика.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми старшего дошкольного возраста и состоит из 3-4 серий, в каждой из которых ребенок оценивает новое качество сверстников и себя.
Первая серия. Оцениваются качества, непосредственно воспринимающиеся детьми; внешняя привлекательность, жизнерадостность, физическая сила.
Вторая серия. Оцениваются нравственные качества: умение дружно играть, не драться, не ябедничать, доброта, отзывчивость.
Третья серия. Оцениваются волевые качества: умение довести дело до конца, прийти на помощь товарищу.
Четвертая серия. Оцениваются качества, обеспечивающие ребёнку успех в той или иной деятельности: навыки и умения, от которых зависит успешность учебной, игровой деятельности, изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Перед испытанием раскладывают на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственную и ставят 3 игрушечных домика. Ребёнку предлагают отобрать в одну стопку, например, фотографии самых добрых ребят (говорят: они делятся гостинцами с другими, дают поиграть своими игрушками, не обижают друзей, уступают место в игре), а в другую стопку - фотографии детей "не очень добрых"(говорят: они не делятся гостинцами с другими, не дают поиграть своими игрушками, обижают друзей, не уступают место в игре). Фотографии детей, которые только "иногда бывают добрыми", складываются в третью стопку. Свою собственную фотографию ребёнок сам должен положить в одну из стопок, в зависимости от самооценки, данной по тому или иному качеству. Каждый ребёнок раскладывает фотографии 3 раза.
Каждая стопка фотографий помещается в соответствующем игрушечном домике. После того, как экспериментатор зафиксирует результаты, все фотографии снова раскладываются на столе.
Обработка данных. Результаты оценки каждым ребёнком всех детей группы и самого себя по выделенным качествам заносят в таблицу.
Таблица "СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У СЕБЯ И СВЕРСТНИКОВ"
Фамилия, имя ребенка | Оценка сверстников | Самооценка | ||||
нравственные качества | внешняя привлекательность | волевые качества | нравственные качества | внешняя привлекательность | волевые качества | |
Сумма положительных и отрицательных оценок, которые дает ребёнок остальным членам группы, является личностной характеристикой его самого: в ней выражается степень его доброжелательности в отношении к сверстникам. Вычисляют коэффициент доброжелательности по сумме положительных баллов, приходящихся на одного ребенка.
Сопоставляя количество положительных и отрицательных оценок отдельных детей, получают общую картину оценочных отношений в группе:
а) выявляют детей с благоприятным и неблагоприятным полот
жением, детей "контрастных", имеющих много и положительных, и
отрицательных оценок;
б) выясняют существование половой дифференциации во
взаимооценках детей, пристрастности в оценках в зависимости от
избирательности симпатий;
в) устанавливают уровень самоооценки.