Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов внеситуативно-личностной беседы с детьми:
1) о желаниях и предпочтениях;
2) о прошлых и будущих действиях.
Число и характер вопросов жестко не фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе. За основу можно взять следующие вопросы.
Вариант I
1. Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь
и пр.
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не
можешь).
5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?
Вариант II
1. Что ты делал перед тем, как я позвала тебя?
2. Расскажи, что вы делали сегодня на занятии.
3. Случалось ли с тобой вчера, позавчера или еще раньше что-нибудь интересное (важное, смешное)? Расскажи, пожалуйста.
4. Что собираешься делать, когда вернешься в группу?
5. Что будешь делать сегодня вечером или завтра?
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.
Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу.
Таблица. ОСОЗНАНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТИПЫ ОТВЕТОВ | Возраст детей | |
5 - 6 лет | 6 - 7 лет | |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ "не знаю", "ничего") | ||
2. Ситуативный ответ (ребенок называет вещи, находящиеся в его зрительном поле) | ||
3. Предметы (отсутствующие в ситуации, но достаточно конкретные) | ||
4. Виды деятельности или любимые игры | ||
5. Общение и совместная деятельность (дети называют, что они хотели бы делать с близкими людьми вместе) |
Выявляют соотношение вариантов ответов в разных группах дошкольников и выделяют наиболее значимый, распространенный в каждой группе.
Выясняют причины преобладания определенного типа ответов у детей разного возраста.
Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в таблицу.
Таблица. ОСОЗНАНИЕ ПРОШЛЫХ И БУДУЩИХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
ТИПЫ ОТВЕТОВ | Возраст детей | |
5 - 6 лет | 6 - 7 лет | |
1. Отсутствие ответа (молчание или ответ "не знаю", "ничего") | ||
2. Стереотипное повторение одного ответа | ||
3. Перечисление режимных моментов | ||
4. Сообщение о своих действиях | ||
5. Развёрнутый рассказ о прошлых и будущих событиях |
Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в сознании.