Источник: Г.А.Урунтаева, Ю. А.Афонькина "Практикум по детской психологии". -
М.: ВЛАДОС, 1995 г., - с. 58 - 59
Подготовка исследования. Приготовить изображение золотой рыбки или игрушечную рыбку.
Проведение исследования. Проводится 2 серии эксперимента индивидуально с детьми 3-7 лет. Участвуют одни и те же дети.
Первая серия. Ребенку показывают золотую рыбку и говорят: "Это золотая рыбка. Она может выполнить три желания. Попроси у нее что-нибудь для себя".
После называния каждого желания спрашивают, почему он выбрал именно это.
Вторая серия. Проводится аналогично первой, но ребенку предлагают попросить что-нибудь для члена его семьи, например для мамы, и для кого-нибудь из группы детского сада (называется имя). Можно назвать ребенка, к которому испытуемый относится с симпатией, равнодушен или относится отрицательно.
Обработка данных. Анализируют разнообразие и содержание желаний детей в каждой серии, зависимость их от возраста.
Выделяют, например, вещественные желания - желание обладать какой-то вещью: "Хочу платье, как у принцессы". "Хочу куклу Аленушку";
желания, направленные на удовлетворение материальных потребностей: "Хочу много мороженого эскимо (сладостей и т.д.)";
желания, направленные на преобразование вещественной окружающей среды: "Хочу, чтобы дома было красиво, чисто" ;
желания, направленные на помощь и установление взаимоотношений с другими людьми: "Хочу, чтобы бабушка поскорее выздоровела", "Хочу чтобы мама на меня не сердилась", "Хочу, чтобы Маша со мной дружила" и т.д.
Определяют, умеет ли ребенок понять другого человека, его желания и интересы, как это зависит от возраста детей.