УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

 Методика "Исключение неподходящей картинки"

 

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.

Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

             

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

              

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

            

 

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

         Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов   — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов   — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов   — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла     — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл       — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8—9 баллов   — высокий
4—7 баллов   — средний
2
—3 балла   — низкий
0 - 1 балл - очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

 

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.

          Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из  серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал:   Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.
1.  Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2.  Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3.  Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4.  Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5.  Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6.  Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7.  Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8.  Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9.  Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10.  Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11.  Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12.  Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13.  Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14.  Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15.  Ненавидеть,   презирать,   негодовать,   возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17.  Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18.  Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19.  Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20.  Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ.
1)    книга, портфель, чемодан, кошелек;
2)    печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3)    часы, очки, весы, термометр;
4)    лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5)   самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6)    бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7)    дерево, этажерка, метла, вилка;
8)    дедушка, учитель, папа, мама;
9)    иней, пыль, дождь, роса;
10)    вода, ветер, уголь, трава;
11)    яблоко, книга, шуба, роза;
12)    молоко, сливки, сыр, хлеб;
13)    береза, сосна, ягода, дуб;
14)    минута, секунда, час, вечер;
15)    Василий, Федор, Семен, Иванов.


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ  ОБОБЩЕНИЯ

Число баллов

Характеристика решения задач

1

2



Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5
---
----
5
1)  Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2)  «лишнего» предмета (слова).

 


Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4
---
----
4
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).



Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5
---
---
2,5
1)  Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2)  «лишнего» предмета (слова).



То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1
---
---
1
1)  предметов (слов) объединенных в одну группу;
2)  «лишнего» предмета (слова).



Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

0
---
---
0
1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
2)  «лишнего» предмета (слова).

           Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
         Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.