Методика " Изучение проявлений отзывчивости у детей в семье"
Источник: Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. "Практикум по детской психологии". - М.: ВЛАДОС, 1995 г.
Подготовка исследования. Предложить родителям в общении с ребенком 3-7 лет дома создать специальные ситуации.
Проведение исследования. В повседневном общении дома родители создают специальные ситуации и фиксируют поведение ребенка:
1 ситуация—один из членов семьи говорит, что очень устал и хочет отдохнуть. Он ложится отдыхать в той комнате, где играет ребенок;
2 ситуация— кто-нибудь из взрослых приносит апельсин (шоколадку или другой привлекательный для ребенка предмет), отдает его ребенку в присутствии других членов семьи и говорит, например: «Апельсин только один, всем не хватит»;
3 ситуация—ребенок играет, один из членов семьи просит его помочь сделать уборку.
Обработка данных. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:
-
Как ребенок относится к поручению членов семьи (равнодушно, ровно, отрицательно, отдает ли кому-то предпочтение и почему).
-
Оказывает ли помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе или по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.).
-
Проявляет ли чувство долга по отношению к младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.
-
Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
-
Проявляет ли заботу по отношению к младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.
-
Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).
При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют.
Делают вывод о сформированности сочувствия и его влиянии на поведение ребенка.