УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Психогимнастика на уроках Развития речи

"Найди отличия".
         Для развития внимания детей младшего школьного возраста можно использовать следующие задания:
а) Сравни картинки между собой и назови отличия. Найди 5 отличий на этих картинках (см. рис.).
б) Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий (см. рис.).
         2. Для тренировки памяти можно воспользоваться фигурными таблицами, материалами для проведения корректурной пробы (подробно о методике проведения пробы написано ниже).

Игра "Поем вместе"
Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Например, "Голубой вагон". Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок - начинаем петь. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

"Облака"
Цель: развитие воображения, выразительных движений.
Выполняется под текстовое сопровождение:

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.

(Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса на лице: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены)

Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.

(Мышцы лица расслабляются, на нем появляется улыбка)

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.

(Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты)

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.

(Выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот - в виде буквы "о", лицо напряжено)

А маленькое облачко
Над озером плывет,
и удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягенький,
Летим, летим со мной!

(Выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.

Игра "Вороны"
         Игровые правила.
         Все движения выполняются только в соответствии со стихотворением, слова: "Кар-кар-кар" произносить по-разному: когда вороны летают - громко, когда засыпают - тихо.
         Игровые действия.
Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.
         Ход игры.
         Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в классе. Они выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев учитель. Слова "кар-кар-кар" произносят все ученики.

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
"Кар-кар-кар!" (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
"Кар-кар-кар!" (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
"Кар-кар-кар" (тихо).

Игра "Солнечный зайчик"
         Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки, очень рады солнышку.
         Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает "зайчика" и говорит:
Скачут побегайчики,
солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут и нет их тут.
         Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: "Где зайка?" говорят и показывают рукой.

Игра "Радуга"
         Дети вместе с учителем произносят:
Радуга-дуга-дуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок!
         Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают и закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами "увидеть" заданный цвет. По истечении 3 - 5 с. учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность игры - 30 с.
Методические указания
         Игра "Радуга" - это игра на воображение. Как созерцание, так и представление различных цветов радуги оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка.
         Так, синий цвет положительно влияет на зрение и слух; желтый - на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый - на сердечно-сосудистую систему.
         Красным цветом нельзя злоупотреблять: он возбуждает нервную систему.

Игра "Одуванчик"
         Дети сидят за партами, на столах у них лежит по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Они внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит:
В желтой шапочке стоит, словно солнышко горит.
Вот проходит день за днем - желтой шапки нет на нем.
         Очень тихо учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Дети открывают глаза и пытаются обнаружить произошедшие изменения. Учитель спрашивает: "У кого из вас созрел одуванчик?". Игра снова повторяется. Ее общая продолжительность - 20 - 30 с.