Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык,
губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики нужно идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Не следует вводить новых упражнений, если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо.
Закрепляйте материал используя новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина,
тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении и при этом ребенок видит лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Работа организуется следующим образом.
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы
(в книжных магазинах вы можете найти сказки, где язычок является главным героем или же придумать их самостоятельно).
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
При этом взрослый, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход
от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой
и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно,
- это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить
(«Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Подборка материалов Павловой М. П. - учителя-логопеда МБОУ "СОШ №19" г. Чебоксары