Коррекционные упражнения,
способствующие совершенствованию умения анализировать предложения:
- составление предложений по картинкам и определение количества слов в предложениях;
- подбор учеником предложений с определенным количеством слов;
- распространение предложений путем увеличения количества слов;
- составление графических схем предложений или, наоборот составление предложений по схемам;
- определение места слова в предложении (какое по счету заданное слово в предложении);
- выделение границ предложения в тексте: постановка точек в предложениях, записанных на доске (карточках);
- соединение разорванных частей предложений (Вчера был. Дождь на улице. Лужи. Вчера был дождь. На улице лужи);
- выделение слов и предложений в слитном тексте (Воронакаркаетлягушкаквакает);
- перестановки слов с целью получения нужной фразы (Деревья листья с осенью опали).
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию звукового анализа и синтеза:
- выделение ударных и безударных гласных в слове;
- выделение согласных (гласных) звуков в начале, середине и конце слова;
- определение последовательности звуков в слове;
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию слогового анализа и синтеза:
- деление слов на слоги;
- узнавание слов по ритмическому рисунку;
- определение количества слогов в названных учителем словах и самостоятельный подбор слов с определенным количеством слогов;
- раскладывание предметных картинок в три – четыре ряда в зависимости от количества слогов в их названиях;
- выделение первого (2,3,4) слога из названий картинок;
- отгадывание зашифрованных слов; подбор слов к заданным схемам;
- определение пропущенного слога; составление слов из слогов.
Коррекционные упражнения, способствующие совершенствованию знаний о структуре слова:
- многократное произнесение учеником слова вслух, затем звуковой анализ слова, проговаривание слова с отбиванием слогового ритма слова, запись слова;
- запись слов с проговариванием;
- использование при записи слов графических схем;
- заполнение пропущенных букв в напечатанных и написанных словах;
- произнесение слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью также под такт;
- подсчет количества звуков и букв в слове до его записи;
- выполнение подстановочных упражнений - замена одной буквы, которая изменяет смысл слова (сор - сыр – сын – сом – сук и т.д.);
- выполнение обратных трансформационных упражнений – чтение слова в обратном порядке справа налево, работа со словами перевертышами
(кот – ток, полк – клоп, Анна – Анна, около – около и т.д.);
- выполнение упражнений на добавление в начале, середине, конце буквы, которая изменяет смысл слова (рот – крот,
сор – сорт, кот – крот, шар – шарф, сор – спорт, метр - метро);
- выполнение упражнений на исключение буквы в слове (косо – оса, брак – рак, трубач – труба, банка – банк, шутки – утки и т.д.)
- выполнение упражнений на перестановку букв, слогов в слове (марка – рамка, лето - тело, насос – сосна) и т.д