УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Тематическое планирование занятий по развитию связной речи

Раздел I. Устная связная речь



Тема 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы.

Тема 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Тема 3. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

Тема 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

Тема 5. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

Тема 6. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

Тема 7. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Тема 8. Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Тема 9. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

Тема 10. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Тема 11. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

Тема 12. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.

Тема 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

Тема 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

Тема 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Тема 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

Тема 17. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.

Тема 18. Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.

Тема 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием опорных слов.

Тема 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.


Раздел II. Лексика

Тема 1. Определение лексического значения слов.

Тема 2. Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

Тема 3. Однозначные и многозначные слова.

Тема 4. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

Тема 5. Омонимы.

Тема 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем.

Тема 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову.

Тема 8. Нахождение антонимов в тексте.

Тема 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Тема 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

Тема 11. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

Тема 12. Прямое и переносное значение слова.

Тема 13. Образные слова и выражения. Загадки.

Тема 14. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения.

Тема 15. Пословицы и поговорки.


Раздел III. Предложение

Тема 1. Дифференциация понятий «слово», «слово¬сочетание», «предложение». Признаки предложения.

Темы 2-3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Тема 4. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Тема 5. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

Тема 6. Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

Тема 7. Составление предложений - - кратких ответов на вопросы по тексту.

Тема 8. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

Тема 9. Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схем. Грамматическое оформление предложений.

Тема 10. Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

Тема 11. Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

Тема 12. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями.

Тема 13. Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями.

Тема 14. Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

Тема 15. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

Тема 16. Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

Тема 17. Составление 4-5 предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений.

Редактирование, анализ составленных текстов.

Раздел IV. Текст

Тема 1. Выделение признаков связного текста. Тема текста.

Тема 2. Текст. Основная мысль текста.

Тема 3. Текст. Опорные слова.

Тема 4. Восстановление деформированного текста по серии картинок.

Тема 5. Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

Тема 6. Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

Темы 7-8. Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста.

Темы 9-10. Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

Темы 11-12. Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения текста-рассуждения.

Тема 13. Составление плана текста с обозначенными частями.

Тема 14. Деление текста на части. Работа над планом.

Темы 15-16. Редактирование текста.

Раздел У. Письменная связная речь

Изложение

Тема 1. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению.

Тема 2. Изложение-повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

Тема 3. Редактирование текста изложения.

Тема 4. Изложение-повествование по памяти. Свободный диктант.

Тема 5. Изложение-повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам.

Тема 6. Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Тема 7. Изложение-описание по памяти.

Тема 8. Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Тема 9. Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 10. Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант.

Тема 11. Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам.

Тема 12. Изложение-рассуждение на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 13. Изложение-рассуждение по памяти. Свободный диктант.

Тема 14. Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 15. Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

Тема 16. Изложение с творческим заданием на ос¬нове слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

Сочинение

Тема 1. Сочинение-повествование по серии картинок и вопросам.

Тема 2. Коллективное сочинение-повествование по серии картинок, опорным словам.

Тема 3. Коллективное сочинение по сюжетной картине, плану, опорным словам.

Тема 4. Анализ и редактирование сочинений.

Темы 5-6. Сочинение-описание предмета «Моя любимая игрушка».

Тема 7. Сочинение-описание на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша собака (кошка)».

Темы 8-9. Сочинение по наблюдениям «Ранняя весна».

Тема 10. Сочинение по картине И,И. Левитана «Вес¬на. Большая вода».

Темы 11-12. Сочинение-рассуждение «Мое любимое занятие».

Тема 13. Письма.



Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.