Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда.
Работа учителя-логопеда общеобразовательной школы достаточно актуальна и многогранна. Из года в год в начальные классы массовых школ попадает большое количество
детей, имеющих отклонения в развитии устной и письменной речи, что, в свою очередь, препятствует успешному овладению этой категорией учащихся основными предметами
школьной программы.
Систему работы учителя-логопеда при общеобразовательной школе можно представить следующим образом.
Приведенная схема показывает, что система работы школьного логопеда включает в себя следующие основные направления:
• диагностика — обследование состояния устной и письменной речи;
• коррекционно-развивающий процесс, представленный логопедическими занятиями;
• консультативно-профилактическая работа;
• работа по повышению квалификации и самообразование и др.
Каждое из этих направлений по-своему важно и решает определенные задачи.
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое дает представление о состоянии речевого развития ребенка и позволяет учителю-логопеду определить
вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Основными задачами диагностики являются:
• выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
• определение структуры речевого дефекта;
• формулировка речевого диагноза;
Составление программы коррекционной работы. Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной квалифицированной диагностики зависит
программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
Согласно Положению о логопедических пунктах и Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе,
выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая.
Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время. Результаты обследования фиксируются в журнале обследования устной и письменной речи.
Для заполнения журнала используются следующие условные обозначения:
Ф.П. — фонематические процессы;
З.Б.А. — звуко-буквенный анализ;
Г.С.Р. — грамматический строй речи;
ОНР — общее недоразвитие речи;
ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
ФНР — фонетическое недоразвитие речи;
НЧиП - нарушения чтения и письма;
м/з - межзубное произношение;
г/з - - губно-зубное произношение;
г/г-- губно-губное произношение;
горл. п. - горловое произношение;
бок. - боковое произношение;
одн.- одноударное произношение;
н/а - -неавтоматизированное произношение;
v - наличие ошибок;
• — единичные ошибки;
! — стойкие, часто встречающиеся ошибки.
Такой журнал ведется на каждый класс. Это позволяет получить не только подробную информацию о речевом развитии каждого конкретного учащегося, но и
позволяет увидеть полную речевую характеристику всех учеников того или иного класса, что во многом помогает сотрудничать с учителями и осуществлять
консультативно-просветительскую работу с родителями как индивидуально, так и на родительских собраниях. Кроме того, такой журнал позволяет контролировать передвижения
учащихся и отслеживать динамику и результативность логопедической работы.
Все учащиеся с выявленными в результате обследования нарушениями речи регистрируются в списке, который мы предлагаем вести следующим образом.
Список целесообразно вести по параллелям (1, 2, 3, 4-е классы) и по сходству речевого дефекта.
Такой способ помогает контролировать статистические данные о количестве учащихся с различными видами речевой патологии, а также комплектовать группы с учетом
структуры дефекта и возраста учащихся. Предложенная форма также облегчает учителям-логопедам составление ежегодных цифровых отчетов.
На каждого ребенка, зачисленного на логопедические занятия, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.