УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Артикуляционные упражнения.
Второй комплекс (для шипящих звуков т, ж, ч, щ).

      Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель;; боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: Наказать непослушный язык, сделать язык широким, кто дальше загонит мяч? (см. ранее).
 
Упражнение "Приклей конфетку".
 Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
 
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире чем на 1,5 — 2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
 
Упражнение "Грибок"
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
 
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
 
Упражнение "Вкусное варенье".
 Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
 
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на «падсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
 
Упражнение «Наказать непослушный язык».
Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
 
Упражнение "Гармошка".
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку)
 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы, когда открывается рот губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счс: от трех до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
 
Упражнение "Фокус".
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
 
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
 
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
 
 



Подборка упражнений составлена Павловой М. П. учителем - логопедом МБОУ "СОШ№19" города Чебоксары