УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

Материал для обследования звукопроизношения

1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:
с — самосвал, санки, автобус, усы, страус;
с' — сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;
з — завод, коза, звезда;
з' — газета, зима, земляника;
ц — цапля, солнце, палец, огурец;
ш — шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;
ж — жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;
ч — чайник, качели, ночь;
ш, — щётка, клещи, плащ;
к — кукла, ветка, мак;
к' — кепка, букет;
г — гамак, вагон, город;
г' — гитара, агент;
х — хлеб, охотник, мох;
х' — хек, орехи;
л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;
л' — лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;
р — радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;
р' — река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

2. Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры: Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милици¬онер, термометр, зажигалка, тренировка.

3. Повторить предложения, выделяя определенные звуки.
Собака ест мясо.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
На кухне холодильник.
Кате купили хомяка.
У Сашеньки шесть стекляшек.
Машинист сошёл с подножки.
У Зои железный зонт.
У Сонечки в сумочке часики.
Яша ел сладкие яблоки.
Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.
Дети слепили снеговика.
Повар печёт блины на сковороде.
Водопроводчик чинит водопровод.
В аквариуме плавают золотые рыбки.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.

Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа

1. Повторить на слух слоговые ряды:
са-за-са са-за-ца да-та-та
са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па
зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка
ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи
ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп
па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом

2. Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч и др.





3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.). Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.
Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львёнок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковорода.
Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.

4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х...
с-ц (синица), ч-щ (часовщик), ц-ч (учительница),
ч-ш (чашка), л-р (рояль).

5. Выделение первого ударного гласного:
Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.

6. Выделение первого согласного: Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.

7. Выделение последнего согласного:
Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.

8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?
дом — ком — сом
жук — лук — сук
день — тень — пень

а) усы — осы
шар — жар
шаль — жаль
мак — лак — рак — бак
Маша — Саша — Даша — Паша
дочка— точка — почка — бочка
рот — кот
трава — дрова
зуб— суп

б) мишка — миска коза — коса
кит — кот крыша — крыса
малина — Марина лужа — лыжа
дом — дым сын — сон

9. Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.

10. Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.

11. Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:
с — мост, санки, нос
а — аист, камень, звезда
л — угол, лось, слон
н — насос, балкон, ландыш...

12. Назвать общий звук в словах:
каша, шар, мышь
зонт, коза, узел
ключ, часы, печь
дверь, рюкзак, море...




Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.