Материал для обследования словарного запаса
1. Понимание обобщений. Назови одним словом:
Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка..
Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...
Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...
Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик...
Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...
Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...
2. Заменить фразу одним словом.
Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы.
Ребята, которые учатся в школе.
Главный город страны.
Жители страны.
3. Дифференциация близких понятий. Что общего и чем отличаются:
вагон — паровоз — трамвай
поезд — пароход — плот
куст — дерево — сук — ветка
4. Употребление антонимов.
веселый — ...
здоровый — ...
горький — ...
горячий — ...
узкий — ...
чистый — ...
острый — ..
мокрый — ...
молодой — ...
большой — ...
толстый — ...
высокий — ...
длинный — ...
сильный — ...
прямой — ...
5. Подбор слов-синонимов.
беда — ... спешить — ...
радость — ... бороться — ...
6. Подбор родственных слов.
сад — ... соль — ... .
боль — ... земля — ...
7. Понимание смысла пословиц и метафор. Как ты понимаешь?
Один в поле — не воин.
Семь раз отмерь — один отрежь.
Светлая голова.
Водить за нос.
Золотые руки.
8. Дополнить фразу.
В магазине работает...
Границу охраняет..
Стол накрыт...
Разносит письма, журналы...
9. Назвать детенышей:
у кошки — ...
у утки — ...
у собаки — ...
у медведя — ...
у свиньи — ...
у овцы — ...
у лисы — ...
у козы— ...
у тигра — ...
у лошади — ...
у курицы — ...
у коровы — ...
Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.