Диагностика чтения у учащихся начальных классов
Чтение является одним из основных видов деятельности каждого школьника. Формирование правильного навыка чтения является залогом успешного овладения учебным материалом
в целом. Однако не все дети овладевают им одинаково быстро и качественно. Каждый ребенок индивидуален, поэтому процесс формирования навыка чтения проходит у детей по-разному.
Одни дети овладевают чтением спокойно, беспрепятственно и достаточно быстро достигают высоких результатов. Другие преодолевают серьезные трудности. Формирование навыка
чтения у них проходит медленно, с большим количеством ошибок и, как следствие этого, дети испытывают трудности в осознании прочитанного материала.
Диагностика чтения у учащихся начальных классов является частью комплексного обследования состояния письменной речи.
Для определения полноценной картины состояния чтения в обследовании должны прини¬мать участие учитель-логопед, психолог, психиатр (при необходимости).
В этом случае удается исследовать все возможные факторы, которые могли повлиять на овладение навыком чтения.
Основными задачами учителя-логопеда при обследовании являются:
1. Своевременное выявление трудностей ребенка, испытываемых при чтении.
2. Определение степени тяжести этих трудностей.
3. Сопоставление трудностей при чтении с уровнем развития устной речи.
4. Определение эмоционального состояния ребенка и его отношения к проблеме.
Для обследования чтения учитель-логопед подбирает текст в соответствии с возрастными особенностями. Если ребенок, читая материал, испытывает большие трудности,
можно предложить текст более легкий и в процессе коррекционной работы постепенно усложнять речевой материал.
При обследовании навыка чтения следует обращать внимание на следующие компоненты:
• способ чтения;
• правильность;
• выразительность;
• осознанность;
• темп.
Сформированность каждого из этих компонентов характеризует полноценный навык чтения. Для отслеживания уровня овладения навыком чтения учащихся начальных классов следует
регистрировать формирование каждого компонента в таблице 3. Вначале специалист заносит в таблицу данные первичного обследования.
На этой основе он может планировать дальнейшую работу с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности. Фиксируя результаты обследования по четвертям,
в дальнейшем можно легко проследить качество улучшения чтения у ребенка.
Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.