Организация коррекционно-развивающего процесса учителя-логопеда.
Комплектование групп и составление расписания логопедических занятий
По окончании периода обследования учительлого¬пед комплектует учебные группы. При комплектовании групп следует учитывать:
• возраст учащихся;
• структуру и степень выраженности речевого недоразвития;
• продолжительность обучения (первый (второй) год обучения).
В группы объединяются учащиеся с однородными нарушениями речи первичного характера. Группы обучающихся 1 классов комплектуются отдельно.
Если в учебном заведении имеется несколько учащихся, страдающих заиканием, для них может быть скомплектована отдельная группа, в которую могут объединяться
учащиеся из разных классов начальной и старшей школы, кроме первоклассников. Учащиеся, имеющие нарушение произношения отдельных звуков, не должны составлять более 25%
от общего числа зачисленных на логопедические занятия детей.
В такие группы не зачисляются дети с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также дети с осложненными дефектами, такими как ринолалия, дизартрия.
Дефекты произношения этих категорий детей исправляются на индивидуальных или подгрупповых занятиях.
Расписание логопедических занятий составляется до 15 сентября. Количество рабочих часов в день учитель-логопед определяет с учетом режима работы школы.
Количество групп, одновременно занимающихся в логопедическом пункте, не должно превышать 6-7.
Расписание занятий составляется в двух экземплярах и заверяется руководителем учебного учреждения. Один экземпляр хранится у администрации школы, другой — в логопедическом пункте.
Формы организации логопедических занятий
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением,
а на более поздних этапах — в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учебе, отрицательно влияет на эмоциональное состояние школьника.
Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия, основными задачами которых являются:
1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
2. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов.
3. Формирование лексико-грамматического строя речи.
4. Совершенствование связной речи.
5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
Основной формой организации логопедической работы являются фронтальные (групповые и подгрупповые) занятия. В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта.
На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу. Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с более тяжелыми нарушениями.
Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учетом структуры речевого дефекта конкретного учащегося.
Как правило, на индивидуальные занятия зачисляются дети, имеющие тяжелые нарушения речи: ОНР (II уровня), нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата
(ринолалия, дизартрия).
Все типы логопедических занятий делятся на:
• обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы,
что в дальнейшем ведет к формированию понятий;
• закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а также систематизируются наиболее важные вопросы,
восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей;
• комбинированные, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.
В структуре традиционного логопедического занятия выделяются следующие компоненты:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение и закрепление нового материала.
4. Обобщение изученного, подведение итогов.
В зависимости от коррекционных и воспитательных задач, формируя структуру занятия, логопед подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные
с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Например, при планировании обучающего занятия, его структура может
выглядеть следующим образом: воспроизведение опорных знаний детей, сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация деятельности, восприятие и осознание нового материала,
обобщение и систематизация знаний, подведение итогов.
При подготовке и проведении логопедического занятия логопед должен учитывать следующие требования:
• четко формулировать тему и цель занятия;
• соблюдать этапы занятия, их взаимозависимость и целенаправленность;
• последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям;
• учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей;
• доступно формулировать инструкции по выполнению заданий;
• использовать красочный наглядно-дидактический материал;
• создавать эмоциональный фон занятия.
С целью повышения эффективности коррекционной эаботы логопедические занятия можно проводить в форме игр, викторин, имитации различных телепередач и т. д.
Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.
Для подготовки к таким мероприятиям школьники получают задание предварительно. Например, придумать название командам, нарисовать эмблемы, выбрать капитана и т. д.
Эта работа вызывает массу положительных эмоций, повышает мотивацию и интерес к занятиям.
Из книги Аманатовой М. М. "Справочник школьного логопеда" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010г.