Конспект подгруппового занятия дефектолога, 3 класс
Тема: «Денежные знаки». Развитие словесно-логического мышления.
Цель
Познакомить детей с изображением и назначением денег, дать понятие о семейном бюджете (доходы и расходы семьи),
о различных магазинах и видах товаров, о том, что можно, а что нельзя купить за деньги.
Задачи
коррекционно-образовательные:
- углубить знания о деньгах, видах товаров, местах продажи, денежных отношениях в системе «покупатель – продавец»;
- познакомить с краткой историей возникновения денег и причиной их появления;
- формировать представление о деньгах в России и за рубежом;
- познакомить с поступлением денег в семью и тратами семьи, т. е., с бюджетом семьи;
кореркционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать внимание.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к деньгам;
- воспитывать понимание важности труда в жизни человека;
- сформировать представление о том, что не всё можно приобрести за деньги, воспитывать эмоциональное отношение детей к нравственным качествам личности;
- воспитывать самостоятельность, активность;
- воспитывать умение принимать решение в ситуации выбора.
- воспитывать уважение к членам семьи, отзывчивость, чуткость, щедрость, чувство справедливости.
Оборудование
Демонстрационный материал
Мультимедийные презентации «Деньги», «Своя игра»; компьютер.
Раздаточный материал
Монеты из картона (1, 2, 5, 10 руб. – по 4 на каждого ученика),
волшебные квадраты (3х3, 4х4),
карандаши,
лабиринты «Помоги гномам»,
изображения полки с игрушками («витрины магазина») после покупок;
сумка для покупок,
картинки с изображением одежды;
пословицы о деньгах и труде,
разрезанные пополам;
задание «Магазины бывают разные», «Ребусы», «Реши задачи».
План занятия:
1. Организационный момент
2. Определение темы занятия
3. Сообщение нового материала, актуализация знаний детей
4. Динамическая пауза «Чего нельзя купить»
5. «Своя игра»
6. Подведение итогов, рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнёмся соседу справа,
Улыбнёмся соседу слева.
Сядет тот, кто готов начать урок.
2. Определение темы занятия
Ребята, вы узнаете тему нашего сегодняшнего занятия, если разгадаете ребус.

Молодцы! Сегодня мы поговорим о деньгах.
3. Сообщение нового материала, актуализация знаний детей (просмотр презентации)
1. Подумайте и назовите, что нужно человеку для жизни? Какие ему нужны вещи, предметы? (пища, одежда, средства гигиены, техника и т.д.)
2. Как же человеку получить то, что ему нужно, как вы думаете? Поднимаем руку!
1) Обменять
2) Купить за деньги
3. Деньги - это особый товар, который является мерой стоимости других товаров и средством платежа.
Деньги - это средства, которые используют люди для покупки нужных вещей и предметов. Это то, что они получают за свой труд.
4. Как вы думаете, всегда ли существовали деньги? (нет).
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без денег? Пока люди ещё не придумали деньги,
они использовали другие ценные товары, чтобы обменивать их на то, что было им необходимо.
В древние времена расплачивались тем, что представляло в данной местности большую ценность:
- соль, пряности;
- рис;
- мех, шкуры;
- ракушки;
- чай, орехи;
- каменными и металлическими изделиями
(жемчуг, драгоценности).
Этими вещами люди обменивались друг с другом – как в сказке «Петушок и бобовое зернышко». С помощью иллюстраций пересказать, как обмен предметами помог вылечить Петушка.
5. Деньги на Руси:
В древности деньги отличались от современных. Сначала в качестве денег использовали слитки из серебра, которые назывались гривнами.
От гривны отрубали маленькие кусочки - так появился рубль. Своё название он получил от слова «рубить».
Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – копейка.
Бумажные деньги появились значительно позже и понемногу начали вытеснять своих металлических собратьев, так как были дешевле по производству и удобнее в обороте.
6. Рассмотреть деньги: монеты, купюры
- Как называются металлические деньги?
(монеты)
7. - Как называются бумажные деньги?
(купюры, банкноты)
- Какие деньги появились раньше: монеты или бумажные купюры
(монеты)
- Как называются русские монеты и купюры?
(копейки и рубли)
- Покажи и назови русские денежные купюры.
8. Рассмотреть иностранные деньги
(Евро - в странах Европы, Доллар - в Америке, Англии).
9. - Монеты или купюры закопал Буратино на Поле Чудес в Стране Дураков
(иллюстрации)
Зачем Буратино это сделал?
Можно ли таким способом разбогатеть?
- Для того, чтобы семья могла жить, совершать покупки, оплачивать расходы – нужны деньги.
- Откуда взрослые берут деньги?
- взрослые… работают и получают зарплату,
- пожилые люди… получают пенсию,
- студенты… которые хорошо учатся, получают стипендию,
- многодетные семьи… получают пособие
- всё это составляет доходы семьи.
- Как семья расходует свои средства?
- Деньги тратят на покупку продуктов.
- Деньги тратят на покупку одежды и обуви.
- Деньги тратят на покупку игрушек и книг.
- Деньги тратят на оплату жилья.
- Деньги тратят на поездки в транспорте.
- Деньги откладывают на отдых и на большие покупки.
4. Динамическая пауза - игра «Чего нельзя купить»
Встаньте, ребята, пройдите на ковёр.
Все мы знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не всё. Сейчас я буду называть слова: если это можно купить - хлопаем, если нельзя купить - топаем.
- книга
- сладости
- одежда
- обувь
- игрушки
- компьютер
- машина
- квартира
- телефон
- семья
- друзья
- талант
- здоровье,
- доброта,
- вежливость,
- счастье,
- щедрость,
- трудолюбие
То, чего не купишь, эти душевные качества, всё дорогое и близкое нам - это и есть настоящее богатство человека.
5. «Своя игра» (презентация)
Каждый по очереди выбирает одно задание для всех.
6. Подведение итогов занятия, рефлексия
Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Что вы сегодня нового узнали?
Что вам особенно понравилось и запомнилось? (дети высказываются по очереди).
Из опыта работы Мигушовой Т. С., учителя-дефектолога МБОУ "СОШ №19" города Чебоксары
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Информационные ресурсы
1. http://pedsovet.su/load/177-1-0-44991
2. http://pedsovet.su/load/206-1-0-39471
3. http://pedsovet.su/load/320
4. https://www.google.ru/imghp
5. http://yandex.ru/images
6. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-s-detmi-starshei-grupy-dengi-idem-za-pokupkami.html
7. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/06/24/prezentatsiya-dengi-denezhnye-znaki