Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов и мелкой моторики.
Рисование по трафарету, разукрашивание. «Домашняя (дикая) птица, о которой я впервые услышал»
Задачи в образовательной области:
Коррекционные задачи:
Воспитательные задачи:
Занятие 1.
Беседа с ребёнком о том, кто такие птицы, чем они отличаются от животных.
Просмотр картинок из дидактического материала Н.С. Руслановой «Птицы».
Цель: актуализация словаря по данной теме, расширение познавательной активности и кругозора, развитие связной речи.
Взрослый объясняет, кто такие домашние птицы, чем они отличаются от диких (за домашними птицами ухаживает человек). Ребенок называет каждую распространённую птицу на картинке (домашние: курица, петух, утка, гусь; дикие птицы наших лесов: дятел, сова, сорока, аист).Перечисляя домашних птиц, взрослый задает ребенку вопросы: «Можно ли назвать курицу, гуся, одним словом? Каким?» Просит его объяснить, почему этих птиц называют домашними.
Внешние характерные признаки: величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.
Игра «Животные и птицы»
Цель: активизация мыслительного процесса, памяти, развитие связной речи.
Расскажи, чем птицы отличаются от животных. Рассмотри каждую картинку, вырежи её и приклей в нужное место. Скажи, что есть у птиц, но нет у животных.
Животное |
Птица |
Нет крыльев |
Есть крылья |
Четыре лапы |
Две ноги |
Шерсть |
Перья |
Нет клюва |
Есть клюв |
Игра « Топни, хлопни»
Цель: Развитие слухового внимания, быстроты реакции, памяти, активизация мыслительного процесса, расширение кругозора.
Педагог называет птиц и животных, ребёнок хлопает, если это птица и топает, если педагог называет животное.
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Вопросы:
Занятие 2.
Отгадай загадки, отыщи отгадки
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает.
В воде купался,
Сухим остался,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький,
А ходит босиком.
Курица, гусь, петух – это домашние птицы.
Игра « Дикие или домашние»
Цель: активизация мыслительного процесса, развитие памяти, внимания, связной речи.
Перед ребёнком разложены картинки птиц, необходимо разложить в 2 стопки, домашние птицы к картинке с изображением домика и дикие птицы к картинке с изображением леса. Те картинки птиц, которые ребёнок не узнал и не назвал, кладутся в отдельную стопочку. Глухарь, клёст, тетерев - малознакомы детям птицы.
Педагог ещё раз обговаривает с ребёнком кто такие птицы, рассказывает про малознакомых птиц, величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.
Игра «Запомни пары слов»
Педагог, или сам ребёнок читает пары слов. Слова связаны между собой по смыслу. Инструкция: слушай внимательно пары слов, чем эти слова связаны между собой. Педагог или ребёнок читает пары слов несколько раз.
Дятел – личинка
Цапля – болото
Воробей - крошки
Ястреб – цыплёнок
Утка – река
Сова – ночь
Журавль - клин
Затем, педагог предлагает вспомнить ребёнку тех птиц, о которых он услышал впервые на этом занятии.
Ребёнок выбирает трафарет одной малознакомой птицы, и совместно с педагогом вспоминает, что значит нарисовать картинку по трафарету.
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Вопросы:
Занятие 3.
Упражнение « Хитрые вопросы»
Чего больше – крыльев или птиц?
Чего больше крыльев или лап?
Кто старше птица или птенец?
Кто больше – кукушонок или кукушка?
Работа в технике. Рисуем по трафарету.(Картинка представляется в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка). Разукрашиваем выполненную работу.
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Вопросы: