УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
2 класс (35 часов)

Пояснительная записка

Предмет: технология
Класс: 2 Д
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 35 часа
Программа составлена на 2013 – 2014 учебный год

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
У учащихся, имеющих в своем диагнозе ЗПР, развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями за тот же промежуток времени, как нормально развивающиеся сверстники. У данного контингента детей наблюдается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности. В классе обучаются учащиеся, у которых основной диагноз обуславливается сложным анамнезом (ММД, ППЦНС, СНВГ, ЗРР, СФД, F 81 - 83). Среди детей данной категории есть такие, кто находится на пограничной стадии между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Учитывая психо – физические особенности детей с задержкой психического развития было принято решение об увеличение количество часов на изучение каждой темы.

Общая характеристика курса

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.

Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- освоение продуктивной проектной деятельности.
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей.
Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение).
Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений
- Оценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
•оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
•положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
•представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
•первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельностью;
•проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
•представление о ценности природного мира для практической деятельности человека;
•формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•формировать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
•знать основные моральные нормы поведения;
•знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места;
•в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология»
во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Познавательные УУД:
•ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
•отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
•сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
•группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;
•определять тему;
•ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
•делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
•добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
•перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
•устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
•обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

•участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
•отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
•соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
•слушать и понимать речь других;
•принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
•понимать важность коллективной работы;
•контролировать свои действия при совместной работе;
•?допускать существование различных точек зрения;
•?договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Регулятивные УУД:

•определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. •понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; •определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. •проговаривать последовательность действий на уроке; •учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; •с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; •использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. •учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; •выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; •учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. •оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Предметными результатами изучения курса «Технология»
во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений

•уважительно относиться к труду людей;
•называть некоторые профессии людей своего региона
•об организации трудового процесса, о конструкции изделий, о разделении труда, его качестве, ритмичности.
•виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей); свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами на уровне общего представления;
•названия ручных инструментов, приспособлений и правила работы с ними.
•технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
•виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
•разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания.
•способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; пластилина, ниток, переплетения.
•различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.
•названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
•что такое деталь (составная часть изделия);
•по элементам техники: устройство простейших макетов и моделей окружающего мира; типовые детали набора типа «Конструктор», «Механик», «Строитель» и др.;
•виды соединения деталей (однодетальные и многодетальные); последовательность сборки технических устройств;
•какое соединение деталей называют неподвижным;
•части растений, условия жизни и правила ухода за комнатными растениями;
•о семенном размножении растений (общее представление);
•о массовых профессиях (общие сведения);
•по элементам социального опыта: правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
•знать средствами связи, правила дорожного движения;
•организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
•под руководством учителя проводить анализ изделия, планирование; последовательности его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону, образцу изделия, рисунку;
•работать индивидуально и парами с опорой на готовый план в виде рисунков, инструктажа.
•Осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий);
•осуществлять контроль качества работы друг друга;
•соблюдать правила безопасной работы инструментами, указанными в программе.
•по элементам технологии: экономно выполнять разметку заготовок; размечать по шаблону с опорой на образец изделия и его рисунок;
•резать ножницами;
•соединять детали клеем, нитками;
•эстетично оформлять изделие аппликацией, прямыми стежками и их вариантами, проявлять элементы творчества;
•использовать для сушки готового изделия пресс;
•ухаживать за комнатными растениями;
•проращивать крупные семена растений;
•по элементам техники: подбирать детали для работы;
•собирать модель или макет из деталей набора по образцу фотографии; проверять модель в действии.
•по элементам социального опыта: обслуживать себя (гигиена тела и одежды),
•под руководством учителя определять виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве;
•осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий.
•названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
•вышивать швами "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии.
•пришивать пуговицу с двумя отверстиями.
•лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой; способы: сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание);
•вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично.
•складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования.
•плести в три пряди из различных материалов.
•определять инструменты и приспособления необходимые для работы.
•самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
•с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
•самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и разных по размеру),
•словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки (делать простейшие обобщения);
•осваивать технологию моделирования.
•использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем.
•развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление;
•называть и показывать части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышка); находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
•анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при выполнении изделий.
•исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.).
•осваивать правила сбора и хранения природных материалов;
•использовать пресс для сушки изделий
. •под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
•безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
•выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
•создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
•осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
•работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
•использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
иметь представление: •о роли и месте человека в окружающем мире;
•о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
•о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
•о влиянии технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
•в области применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
•об основных источниках информации;
•о назначении основных устройств компьютера;
•о правилах безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
•о транспорте, о способах передвижения человека и перемещение груза;

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.