№ |
Этапы |
Содержание |
Деятельность |
1 | Организационный момент | а) Концентрация внимания: - Сядет тот, кто назовёт город... - Сядет тот, кто назовёт реку... - Сядет тот, кто назовёт свое отчество... - Какое правило нужно знать, чтобы написать слова, которые вы назвали? б) Пальчиковая зарядка: Вот все пальчики мои, Их, как хочешь, поверни – И вот этак, и вот так, Не обидятся никак. Их потерли, повертели И работать захотели. в) Запись в тетради: - Запишем число, классная работа. | |
2 |
Сообщение темы и цели урока |
- Сегодня мы познакомимся с ещё одной частью речи, будем учитьтся задавать вопросы, подбирать подходящие по смыслу слова. Помогать нам на уроке будут сказочные герои, а вот из какой сказки вы должны догадаться сами. | СЛАЙД 1 |
3 | Повторение пройденного материала | 1. Игра «Найди лишнее слово» - Прочитайте слова. - Какое из них можно считать «лишним»? -Почему? (обозначает предмет, а остальные - действия предметов.) - Лишнее слово мы выделили, теперь догадайтесь о чём пойдёт речь на уроке? - Правильно, сегодня будем работать со словами, которые обозначают действия предметов, и узнаем, как они называются. А помогут нам в этом герои сказки «Теремок». 2. Минутка чистописания. - Итак, вспомним, как начинается сказка (Стоял в поле теремок. Бежала мимо мышка-норушка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт?». Никто не отзывается. Вошла мышка и стала там жить). - В теремке она нашла карточки. «Что это?» - думает мышка. (Буква «и») - Давайте напишем её 3 раза, подчеркнём самую красивую, и до конца строки будем писать только красивые буквы «и». - Теперь слоги с буквой «и»: «фи», «хи», «ци». - Определите закономерность и продолжите («чи», «ши», «щи»). - Почему? (Согласные в слогах расположены по алфавиту). - В каком слоге встречается правило? («ши») Подчеркните и напишите «ши» до конца строки. - Вспомните слова на это правило. Запишите три слова, подчеркните сочетание ши. 3. Словарно-орфографическая работа. - Кто продолжит сказку? (Прискакала к теремку лягушка-квакушка). - Принесла лягушка карточки со словами и стала показывать мышке. - Какие буквы пропущены в словах (безударные гласные). Где мы можем посмотреть правильное написание слов? (в словаре) - Назовите, какие гласные пропущены. - На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые) - Запишем слова в два столбика. -Прочитайте слова, отвечающие на вопрос «кто?»(петух, заяц, ученик), на вопрос «что?»(машина, берёза). Что обозначают эти слова? Как называются? |
СЛАЙД 2 (Стоял, теремок, прискакала, идёт, бежал) СЛАЙД 3 (теремок) Дети высказывают свои предположения СЛАЙД 4 (о словах, обозначающих действия предметов ). СЛАЙД 5 Дети, пользуясь опорными словами на слайде, рассказывают начало сказки. Дети читают. Ученики записывают слоги фи, хи, ци, чи, ши, щи. Ученики записывают три слова с сочетанием ши. СЛАЙД 6 Дети продолжают сказку. (м..шина, п..тух, за..ц, уч..ник, б..рёза). Ученики записывают слова в два столбика кто? что? |
4 |
Объяснение нового материала | 1. Работа с раздаточным материалом. - Кто был следующим гостем в теремке? Он пришёл тоже не с пустыми руками. Что принёс? (Карточки со словами) - Что у них общего? (обозначают действия предметов) - Подберите подходящие по смыслу слова, обозначающие действия к существительным. - Действие, какого предмета обозначает слово «кукарекает»? (петух) - Поставьте вопрос от слова «петух» к слову «кукарекает». (Петух что делает? кукарекает.) Давайте подбирать дальше и задавать вопросы. Ученик что делал? писал. Берёза что делает? растёт. Машина что сделает? приедет. - Какие вопросы мы задавали к словам, обозначающим действия предметов? (Дети читают со слайда) Что обозначают эти слова? (Действия предметов) - А знаете, как они называются? (нет) - Такие слова в русском языке называются глаголами! - Сформулируйте вывод: какие слова называются глаголами? (Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: … (читают на слайде), называются глаголами). 2. Работа с правилом. - Этот вывод записан у вас в учебнике на с. 19 . Прочитайте самостоятельно и подчеркните вопросы, которых нет на доске. - На какие ещё вопросы могут отвечать глаголы? Физкультминутка. - Сейчас я буду называть слова, а вы выполняйте: вставай, прыгай, хлопай, шагай, хлопай, прыгай, стой, садись! - Как называются все эти слова? (Глаголы) -Почему? (Обозначают действия предмета). |
СЛАЙД 7 (Зайчик) Ученики читают слова: кукарекает, писал, растёт, приедет, прыгал. Работа в парах – взаимопоощь. СЛАЙД 8 СЛАЙД 9 Дети выполняют те действия, которые называет учитель. |
5 |
Закрепление. Работа по учебнику. |
1. Упражнение в выделении глаголов в тексте. - Догадайтесь, кто приближается к теремку. - Лисичка любит загадывать загадки - одну из них прочитаем в учебнике на с. 18-19. - Отгадайте загадку? (Ветер) - Напишите отгадку. - Что обозначает это слово? (Предмет) - Лисичка просит вас из текста загадки выписать действия этого предмета. Проверка: Ветер кружит, свистит, влетит, прошепчет, загудит. - Как называются слова, которые вы выписали? (глаголы) - Есть ещё в загадке глаголы? (Не видали) - Почему не выписали? 2. Работа с текстом. Знание о роли глаголов в предложении. - Прибежал Волчок - серый бочок и стал рассказывать о жизни волка зимой. … вьюга в лесу. Снег … тропинки и дороги. По сугробам … голодный волк. Он … добычу. Хвост волк … . Глаза у него … . На краю леса деревня … . Тихо … волк к деревне. - Давайте подумаем, какие слова пропущены. - Как их назвать одним словом? (глаголы) - Что у нас получилось? (текст). Как можно озаглавить текст? - Из этого текста выпишите в тетрадь одно любое предложение. Подчеркните главные члены предложения, проверьте друг у друга. - Как подчеркнули глаголы? Почему? Вывод: Глагол в предложении является сказуемым. |
СЛАЙД 10 СЛАЙД 11 Учитель читает текст с пропущенными глаголами, ученики подбирают подходящие по смыслу слова. СЛАЙД 12 Ученики читают получившийся текст |
6 |
Самостоятельная дифференцированная работа. | - Вдруг идёт мимо медведь косолапый. - Продолжите сказку. (Медведь постучался в теремок, попросился пустить его. Но теремок был маленький. Медведь залез на него и весь теремок развалил.) - Поможем зверятам построить новый теремок. Для этого нам нужно выполнить задания на карточках. |
СЛАЙД 13 Каждый ученик получает карточку с индивидуальным заданием. (Кто сделает быстро - дополнительное задание: продолжать аналогично). |
7 |
Итог урока. | - Медведь был большой и не помещался в теремок, тогда звери стали строить новый, просторнее прежнего. Вас они благодарят за помощь и напоминают: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!». - Чему научили вас сказочные герои? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам ... (глагол). |
СЛАЙД 14 |
8 |
Домашнее задание. | - Чтобы закрепить материал, изученный на уроке, дома выполните упражнение 252 на стр. 19-20 | |
9 |
Рефлексия. | - Поднимите руку те, кто сможет родителям рассказать, что такое глагол? -Поднимите руку те, кто сначала прочитает в учебнике, а потом расскажет родителям о глаголе? |