УчМаг - Интернет-магазин УчМаг - Психологам УчМаг - Логопедам УчМаг - Специальным педагогам УчМаг - Социальным педагогам
УчМаг - Электронные продукты УчМаг - Родителям УчМаг - Детский мир УчМаг - Педагогам ДО УчМаг - Переподготовка, курсы, вебинары
О

ткрытый урок по русскому языку 3 специальный коррекционный класс VII вида

Тема: « Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова»

Тип урока:
закрепление изученного материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Методы урока:
наглядные, словесные, практические.

Приемы:
фронтальный опрос,
самостоятельная работа,
комментирование,
беседа,
взаимопроверка.

Оборудование: карточки со словами “гора”, “леса”, “река”; карточка со словарными словами (игра “Фотоглаз”); карточки для групповой работы(«гора»); карточки для индивидуальной работы, карточки алгоритма работы.

ИКТ: презентация к уроку.

Цель:
совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова.

Задачи:
1) образовательная: отрабатывать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно подбирать проверочные слова;

2)коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речевые умения; формировать навыки самоконтроля.

3)воспитательная: прививать интерес к родному языку, товарищеское отношение друг к другу.

Этапы
Содержание
Деятельность
1
Организационный момент. Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Дети читают слова стихотворения
2 Объявление темы
и цели урока.
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие. А мы не ученики, а путешественники. Наши тетради – это путевые журналы путешественников. В них мы будем записывать свои наблюдения. - Откройте свои путевые журналы и запишите число, классная работа.
- Во время путешествия нам встретятся и высокая гора, и большая река, и густой лес.
- Какая орфограмма обозначена в словах?
- Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок-путешествие?
- Тема нашего путешествия “Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне слова».
- Почему мы повторяем эту тему?
- Мы держим путь в страну безударных гласных.
- Дорога будет нелёгкой. Нам пригодятся наши знания и умения, чтобы дойти до главного города этой страны «Города Умников».
Ученики записывают число, классная работа.
Учитель на доску вывештвает слова: гора, леса, река.
Ученики читают слова, отвечают:
- Безударная гласная в корне слова.
Ученики предполагают.
Ученики отвечают.
3
Минутка
чистописания
- Отправляясь в путь, необходимо вспомнить, какие гласные требуют проверки. Назовите их.
-Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.
Дети называют: а,о,е,и,я. Дети записывают в тетрадь. Учитель напоминает о правильной посадке во время письма.
4
. Актуализация знаний - Проложим дорожку в страну безударных гласных. Для этого нужно вспомнить, как же проверить безударную гласную?
-Что для этого нужно сделать?
- Знание этого плана, поможет вам в правильном написании слов с безударной гласной в корне слова.
Помните о нем.
Ученики выстраивают алгоритм проверки безударной гласной в корне слова на доске:
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное сло во.
5 Словарная работа. - Шагая по дорожке, можно увидеть много интерес-ного и сфотографировать на память. Я предлагаю вам поиграть в игру “Фотоглаз”.
- Посмотрите на слова, прочитайте. Запомните.
- Напишите.
-Поставьте ударение. Найдите в этих словах безударную гласную, подчеркните.
- Можно ли её проверить?
- Написание этих слов мы запоминаем. -Проверьте написание и выполнение задания.
КАРТОЧКА
б е р ё з а
з а я ц
о с и н а
я г о д а
с о р о к а

Даётся минута для запоминания слов, затем ученики записывают слова по памяти.
Учитель показывает карточку с выполненным заданием.
Самопроверка.
6 Пауза - Закроем глазки, голову положим на руки. Отдохнём. Слайд 1.
7 Работа по теме урока.

1. Упражнение
в выделении корня

2. Синтаксический разбор
предложения
- Ну вот мы и добрались до страны безударных гласных.
- Во время путешествия мы будем писать слова с проверяемой безударной гласной. Повторим правило проверки безударной гласной.
- В любом путешествии важно поддерживать друг друга, протянуть руку помощи. Давайте пожмем друг другу руки и отправимся в путь.
- Мы дошли до большой реки. Здесь нас встречает гласная Е.
- Что за слова здесь записаны? Как мы их назовём?
- Где будем проверять безударную гласную?
- Запишите слова. Выделите корень. Подчеркнитете слова, которые будут проверочными.
- Почему вы выбрали эти слова?
- Молодцы. Вы хорошо справились с этим задание. Можно идти дальше.
- На нашем пути встал стеной сказочный лес. Подумайте, кого хотели бы вы увидеть в этом лесу.
- Буква А заблудилась. Чтобы помочь ей, самим не заблудиться, мы составим предложение о животных леса.
- Запишем предложение в свой путевой журнал. Выделите главные члены предложения. Поделитесь впечатлениями с соседом по парте.
- Отдохнём вместе с лесными жителями.
Ученики рассказывают правило.

СЛАЙД 2
Река,речка,речушка,реченька
Дети отвечают:
однокоренные.
Дети отвечают: в корне слова
Дети отвечают: гласная в корне стоит под ударением.

СЛАЙД 3
Дети составляют предложение о любом животном.

Взаимопроверка.
8
Физкультминутка   Слайд 4
9 Работа по учебнику. - За лесом стоит деревня, через которую нам предстоит пройти. Здесь живёт гласная буква И. Она настоящая мастерица, очень трудолюбивая. Гласная И приготовила для нас задание.
- Откроем учебник на стр. 110, упр.258.
- Прочитаем задание. Объясните смысл пословиц. Запишите понравившуюся пословицу.
- И с этим заданием вы справились.
Слайд 5.
10 Работа в группе. - Двигаемся дальше. На нашем пути высокая гора. Буква О забралась на самую вершину. А сможем ли преодолеть горы Грамматики?
- Преодолеть её можно только всем вместе, дружно.
- На карточке записаны слова с пропущенными безударными гласными. Передавая друг другу, вы должны поставить нужную гласную на месте пропуска.

1 группа   2 группа
тр..ва  м..ря
д..ревья   п..ляна
р..ды  з..мля
гн..здо  д..жди
зв..нок   ш..ги
цв..ты   зв..рёк
пл..ды  с..ва
гр..бы  л..сок

- Проверим.
- Отличная работа. Вы настоящие друзья. Смогли преодолеть высокую гору.
СЛАЙД 6
Ученики в группах передают по цепочке карточку и вставляют пропущенную безударную гласную.
Учитель проверяет, выборочно называет слова, а ученики подбирают проверочное слово.
11 Самостоятельная работа
(разноуровневые задания)
- И вот, наконец, мы добрались до города Умников и здесь нас ждет последнее испытание, которое приготовила гласная буква Я.
- Выполняя задание, какое правило будем помнить?

1уровень. Спиши, выдели орфограмму.
Поле-п.ля, сосны-с..сновый,взгляд-огл..дел,чистый-ч..стота, спешка-сп..шит.

2 уровень. Напиши проверочное слово, выдели орфограмму:
…-дер..во
…-проб..жит
…-посм..трела
...-с..льный

3 уровень. Выпиши проверяемое слово, подбери проверочное слово, выдели орфограмму.
Кр.сивы з.мой русские л.са! Все п.ля покрыло сн.жком.

4 уровень. Найди в предложении слова с безударной гласной в корне, выпиши, подбери проверочное слово.
В ночном небе снежинки были очень красивы!
СЛАЙД 7 Каждый из учеников выполняет задание на карточке, вкладывает его в тетрадь.
12 Подведение итогов. - Мы прошли с вами весь путь.
-Какое настроение у вас после нашего путешествия?
- Запишите предложение о своём настроении.
- Что из нашего путешествия вам запомнилось больше всего?
- Чему мы учились во время путешествия?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
СЛАЙД 8
Ученики записывают в тетрадь предложение.
13 Домашнее задание. - Дома попробуйте нарисовать на альбомном листе то, что вам больше всего понравилось из нашего путешествия и запишите слова с безударными гласными в корне слова, которые вы запомнили.  



Из опыта работы Мироновой Светланы Борисовны, учителя начальных классов СКО